Старинная церковь с сияющими куполами в честь образа Спаса Нерукотворного является одной из самых величественных в Ельце. Она известна также под названием Христорождественская. В первой половине ХVII в. маленькая деревянная церковь Рождества Христова с приделом Владимирской иконы находилась на территории современного Центрального рынка, в четырехстах метрах к юго-востоку от существующего ныне каменного храма Спаса Нерукотворного.
Со временем приходская церковь жителей Александровской слободы пришла в ветхое состояние. В конце ХVII — начале ХVIII вв. на этом месте был построен новый деревянный храм с прежним названием, сгоревший в 1730 г. по неизвестной причине. В 1758 г. однодворцы Прохор и Карп Минаевы, Михаил Кабанов и Михаил Редькин от имени всех жителей Александровской слободы подали прошение епархиальному начальству о возобновлении их приходской церкви. Строительство завершилось в феврале 1760 г. Она также была деревянной и небольшой. Приход состоял из 32 дворов и 176 душ.
Уже через несколько лет появилась необходимость замены этой церкви на более вместительную, каменную. Начиная с 1761 г. в Ельце ежегодно организовывался крестный ход из Воскресенского собора в деревянный Христорождественский храм, где находилась особо чтимая икона Тихвинской Матери Божией. Церковь в это время обычно была переполнена людьми, но 10 апреля 1769 г. в городе произошел страшный пожар, во время которого она сгорела. При пожаре удалось спасти только Тихвинскую икону Божией Матери, а на пепелище был обретен невредимым образ Спаса Нерукотворного, ставший после этого события, одной из главных святынь Христорождественского прихода. Позднее на этом месте возвели часовню.
Вновь лишившись приходской церкви, жители Александровской слободы спешно достроили в 1770 г. трапезную часть нового каменного, в котором освятили с правой стороны придельный алтарь во имя Тихвинской Божией Матери, образ которой занял в нём подобающее место. Освящение главного престола во имя Рождества Христова произошло спустя три года, после пожара в 1772 г. На рубеже XVIII-XIX вв. к храму была пристроена каменная колокольня. Но и он простоял недолго, всего семьдесят лет.
В начале 1840-х гг. прихожане приняли решение о сооружении нового храма и подали об этом соответствующее прошение епархиальному архиерею. В итоге они решили ограничиться строительством новой колокольни и трехнефной трапезной с двумя дополнительными престолами. Более других о церкви в это время имели попечение елецкие купцы Никита Иванович Калабин, Афиноген Петрович Чашин и Никита Анисимович Лагутин.
В 1858 г. епископ Орловский Поликарп (Радкевич) доносил Священному Синоду: «В 1845 году при Христорождественской церкви г. Ельца по одобренному в 1842 г. проекту устроены трапезная и колокольня… храм по ветхости своей и старинной архитектуре решительно не соответствует новоустроенным … и чрез то безобразит всю церковь…» Поэтому Преосвященный просил рассмотреть прилагаемый проект на перестройку храмовой части и сообщал о том, что на строительство «имеется … до 8 тысяч рублей серебром». Над проектами его постройки в середине 50-х годов ХIХ века работали елецкие архитекторы Н. Граф и Н. Ефимов.
Весной 1860 г. старый храм разобрали. Началось строительство новой пятиглавой церкви на средства старосты купца первой гильдии Никиты Анисимовича Лагутина и других прихожан. Вклад Н.А. Лагутина в виде пожертвований и трудов в возведение приходской церкви был значителен: в 1867 г. он был высочайше награждён золотой медалью на Станиславской ленте.
К 1869 г. работы были окончены, и в том же году в храме был освящён левый придел во имя свт. Пантелеимона. Главный престол во имя образа Спаса Нерукотворного был освящён 6 июня 1871 г., правый придел в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня — 7 июня 1871 г. Престол в честь Рождества Христова стал придельным с правой стороны в трапезной церкви, с левой стороны находился придел в честь местночтимой Тихвинской иконы Божией Матери. Отныне храм по главному престолу стал официально именоваться Спасовским, но по-прежнему часто назывался Христорождественским. Так храм принял свой окончательный облик.
В 1879 г. в Тихвинском приделе Спасовской церкви сделали новый иконостас, 1899 г.вся церковь была уже отремонтирована. 18 марта 1912 г. Преосвященный Митрофан (Землянский), епископ Елецкий, освятил новый иконостас.
Главной достопримечательностью и святыней этого храма являлась чудотворная Тихвинская икона Божией Матери, возле которой с 1887 г. совершались чудеса исцеления и помощи Богородицы страждущим прихожанам. В 1895 г. ее украсила сребропозлащённая риза весом 2 пуда 10 фунтов, венцы Богородицы и Младенца были украшены бриллиантами. С 1888 г. икону разрешали брать в дома прихожан. Для перевозки её по городу были пожертвованы зимний и летний экипажи и особо устроенные носилки.
Другая икона — Нерукотворного Спаса — была также чудотворным образом. Украшала его серебряная риза. Согласно старинной легенде, священник сгоревшей Христорождественской церкви отправился за утешением в Задонский монастырь к святителю Тихону, который сказал ему: «Храм сгорел — Спаситель остался. Возьми Спасителя — и иди с Ним по сбору пожертвований для сооружения нового храма». Священник тогда понял сказанное угодником Божиим в переносном смысле, но, вернувшись на пепелище храма и найдя среди пепла и углей икону Спаса Нерукотворного, повесил её на грудь и стал собирать средства на строительство новой церкви.
Третья храмовая святыня — икона св. великомученика Пантелеимона с частицей мощей святого, присланная в храм в 1869 г. с Афона, была покрыта сребропозлащённою ризой с эмалью.
Еще одной достопримечательностью храма являлись красивые Царские Врата с резными фигурами евангелистов и Благовещения в одном из иконостасов. Согласно преданию, они были пожалованы царём Петром Великим елецкому купечеству, жертвовавшему на постройку кораблей для русского флота.
При храме с 1864 г. действовала одна из первых в Ельце церковно-приходских школ, построенная старостой Никитой Лагутиным, а его сын Николай был попечителем этой школы.
После революции 1917 г. Спасовская церковь разделила судьбу большинства елецких храмов. Она прекратила действовать в первой половине 1930-х гг. В это время последовал приказ об изъятии из ликвидированной церкви иконостасов, рам и других предметов, имеющих позолоту для ее смывки. Этим процессом занимался представитель московского завода обработки металла. В течение многих лет здание Спасовского храма использовалось как складское помещение. Четыре малые главки на храмовой его части оказались утраченными.
В 2005 г. в Спасовском храме, переданном общине Знаменского женского монастыря, проведены ремонтные работы. В нем проходят богослужения, осуществляются паломнические поездки, действует воскресная школа. Кроме важной градостроительной роли — удержание композиции северной части городского центра, церковь Спаса Нерукотворного образа и сегодня представляет архитектурный интерес как памятник русско-византийского стиля, несущий черты классицизма.
Ст. научный сотрудник Семенец Т. А.
МБУК «Елецкий городской краеведческий музей»