Исследовательская работа воспитанников Старшей группы воскресной школы
консультант монахиня Аркадия (Енькова)
30 января 1890 года игумения Валерия открывает при Знаменском монастыре на 100 девочек церковно-приходскую школу. Для этой цели обитель предоставила под школу добротный деревянный двухэтажный дом, на каменном фундаменте, крытый железом на южном склоне горы. Учителями закона Божия стали священник Николай Невский и диакон Василий Попов, а преподавательниц грамоты и рукоделия назначили из числа монахинь. «Учителями грамоты становятся рясофорная послушница Филонида Криворотова, Варвара Стефанова и послушница Раиса Калинникова, а для преподавания рукоделий – рясофорная послушница Мария Панова. За ходом науки и порядка вменено в обязанность наблюдать, как более сведущей, монахине Мелитоне».
Жизнь и подвиг монахинь-учителей удивительным образом переплетается с историей монастыря, с историей страны.
Игумения Антония (Криворотова Филонида Николаевна) родилась 04 октября 1865 года в городе Елец. Родители мещанского сословия. Она потомок древнего купеческого рода Криворотовых, которые занимались чугунолитейным ремеслом. 20 августа 1873 года Криворотова Филанида 7 лет поступила в женскую гимназию города Ельца. По желанию родителей она три раза оставалась на повторный курс. 29 августа 1881 года она выбыла, окончив пять классов гимназии. В 1886 году Филонида Николаевна Криворотова принята в Елецкий Знаменский женский монастырь послушницей. 30 января 1890 года она несет послушание учителя грамоты в церковно приходской школе. В 1906 году она принимает монашеский постриг с именем Антония. 25 лет монахиня Антония учительница «не по нужде, а по призванию», беззаветно преданна делу народной школы. К 1910 году благодаря стараниям старшего учителя (зауча) — монахини Антонии (Криворотовой), при поддержке игуменьи Рафаилы, произведен капитальный ремонт здания школы. Увеличилось число классов в два раза, появились различные приспособления для нужд школы. Церковно-приходская школа переходит на новую форму обучения — двухклассную (3 годичную ) Высоко
профессиональный уровень преподавательского состава отличал школу. Архангельский Григ. Гавр. – 3-й законоучитель – диак., Дорогавцева Екат. – пом. учит. – посл., Кавказский Влад. Пав. – 2-й законоучитель, Криворотова Антония – учит. – монах., Монаенкова Викторина – учит. пения – монах., Нацкая Мария — учит. рукоделия – рясоф. посл., Панова Мария – учит. рукоделия – рясоф. посл., Рафаила – Игумения – попечит. – настоят. монаст., Соколов Иоанн. Иосиф. – Завед. и законоучит. – свящ., Шалимова Мария – учит. – рясоф. посл.
В 1910 году преподаватели-священнослужители, монахини-учителя были Всемилостливо пожалованы медалью с надписью «За усердие» для ношения на груди на Александровской ленте. К 25-летию образования школы в 1915 году наградили медалью «В память 25-летия церковно-приходских школ».
В 1914 году, в годы Первой мировой войны обязанности настоятельницы Елецкого Знаменского женского монастыря возложены были на монахиню Антонию (Криворотову), возведенную в сан игумении. 1917 год — грянула революция, а за ней и гражданская война. Во главе с игуменией Антонией в кельях монастыря продолжали жить насельницы, не желавшие покидать святую обитель. Служба в храме шла по прежнему расписанию, и игумения всегда участвовала в литургии. Но 4 марта 1929 г. возбуждено было «Дело №28 по обвинению гр. Криворотовой Феланиды Николаевны, Лютиковой
Марии Ивановны, Ильиной Юлии Ивановны, Рязанцева Ивана Алексеевича и Кавказского Владимира Павловича. 31 мая 1929 года настоятельница Каменногорской обители игумения Антония (Филанида Криворотова) признана виновной и приговорена к 3 годам высылки .В связи с болезнью высылка была отложена до ее выздоровления. Версию мученической кончины игумении Антонии поведала елецкая старожилка 86 лет Валентина Михайловна Полева: «Игумения Антония вела подвижническую жизнь и категорически отказалась покидать обитель по своей воле, сказав: «Я своими ножками в монастырь пришла и обратно своими ножками из монастыря не уйду». Тогда представители властей, буквально волоком, разбив старице в кровь голову, стащили ее по высокой каменной лестнице со многими ступенями, ведущей с монастырской горы вниз, к святому источнику. В завершение всего тащили «в участок» по каменистым городским мостовым, привязав к лошади. От полученных побоев настоятельница скончалась и была похоронена на городском кладбище возле Казанского храма» Жизнь игумении Антонии (Криворотовой) и самопожертвенная смерть это пример христианской благочестивости, праведности, послушания.
Рясофорная послушница Раиса Калинникова (монахиня Рипсимия). Преподавательницей грамоты церковно-приходской школы с 1890 по 1901 год по благословению игумении Валерии была послушница Раиса Калинникова, окончившая Орловское епархиальное училище. 1901 году Раиса Калинникова переведена в Березвечский женский монастырь в честь Архистратига Божия Михаила в городе Глубокое Дисненского уезда Виленской (г. Вильнюс) губернии. При монастыре была открыта учительская школа для 35 девочек. Должность старшей учительницы стала исполнять родная племянница Игумении Сергии (Софии Костроминой) рясофорная послушница Раиса (Калинникова), в монашестве Рипсимия. Она же вела монастырское письмоводство, управляла клиросом, обучая сестер пению, и несла должность старшей учительницы второклассной школы.
Во время Первой мировой войны, по благословению Виленского епископа Тихона (Белавина), (первого патриарха после 1917 года) Березвечский монастырь эвакуировался в г. Елец Орловской губернии. Монахиня Рипсимия (Калинникова) привезла своих учениц с собой. Здесь, благодаря поддержке игумении Антонии (Криворотовой Филаниды) открывают приют на двадцать девочек сирот из числа беженцев.
Когда обстановка на фронте стабилизировалась, сёстры с игуменией Сергией вернулись в родную обитель. В 1916 году матушка Сергия скончалась.
После октябрьского переворота 1917 года начались гонения на церковь, разразилась гражданская война. В 1921 году, по Рижскому мирному договору между Советской Россией и Польшей, Глубокое вошло в состав Польской Республики. Березвечский собор был переосвящён в католический костёл с сохранением прежнего наименования Петро-Павловский. Власти разместили на территории обители военную часть. В 1920-1939 годах здесь располагался полк польских пограничных войск. С 1939 по 1941 год в монастыре находились застенки НКВД, в которых содержалось около 2 тысяч политзаключенных. В сентябре 1941 года здесь же фашисты устроили лагерь массового уничтожения советских военнопленных, так называемый шталаг №351. Он просуществовал до июля 1944 года. Костел, поврежденный во Вторую мировую войну, в 1970 году был взорван.
Изгнанные монахини переехали в Вильно (Вильнюс) и закончили свои дни в Марии-Магдалининском женском монастыре.
После продолжительного забвения в 2004 году по определению Синода Беларусской Православной Церкви возродился Березнеченский женский монастырь во имя Архистратига Божия Михаила. Игумения Анфиса (Шевердяева) с сестрами монастыря свято чтят память о елецких монахинях.
Рясофорная послушница Мария Панова 35 лет несла послушание преподавателя рукоделия в церковно приходской школе Знаменского женского монастыря г. Елец. Благодаря ей более 1000 крестьянских девочек получили профессию кружевниц и вышивальщиц. Неслучайно среди ельчан самыми именитыми мастерами считались монахини Знаменского монастыря. Благодаря ее педагогическому таланту двести учениц насельниц монастыря создали своего рода школу для елецких кружевниц. Здесь мастера-художницы готовили «сколки» для городских кружевниц. Монастырь принимал заказы на кружева для украшения церквей, одежды священников, а также заказы на штучные изделия из шелковых, бумажных, цветных серебряных и золотых нитей для царского двора. Об этом рассказывают монастырские кружевницы конца XIX века.
Рассказ Домны Серафимовны Лоткиной, жительница Черной Слободы, ученицы Марии Пановой. В молодости была инокиней, мастером кружевоплетения и художницей по изготовлению «сколков». Игуменья Рафаила заказала сделать сколок и сплести накидку для госпожи Веры Николаевны Черникиной. За работу получила она золотой крестик и много денег. Деньги сдала в кассу монастыря, а крестик оставила себе на память.
В связи с приездом в Елец великого князя Михаила Романова, Домне и другим молодым монахиням заказали сколки на платье княгине Ольге Александровне и Ксении Александровне. Платья изготовили за месяц. Художнице-мастеру заплатили сто рублей и перстенек. Деньги она сдала на монастырь. Затем она рассказала, как монастырь получил заказ изготовить покрывало на аналой Рождественской церкви — кружевное покрывало длиной в 2,5 аршина, шириной в 1 аршин. Работу поручили выполнить классным кружевницам Стириной Ольге Петровне, Завьяловой Дарье Никифоровне (художница) и Степкиной Зинаиде. Художница сколок готовила 10 дней. Это было покрывало с изображением Георгия Победоносца на коне и драконами по углам, на жемчужной сетке из шелка, бумажных и металлических ниток. Это чудо цветов, блеска изготовили три кружевницы за 2,5 месяца, получив 145 рублей.
Рясофорная послушница Варвара Стефанова предположительно была подстрижена в монахини с именем Лидия. Проживала в Елецком Знаменском монастыре, несла послушание художницы церковной вышивки и преподавала этот вид искусства в церковно приходской школе
г. Елец, 2018 год