Иван Бунин «Святитель»
Двести лет тому назад, в некий зимний день, святитель, имевший пребывание в некоем древнем монастыре, чувствовал себя особенно слабым и умиленным.
Вечером в его покое, перед многочисленными и прекрасными образами, горели лампады, а тепло изразцовой каменки и попоны, покрывавшие пол, давали сладостный уют. И святитель, сидя и греясь на лежанке, тихо позвонил в колокольчик.
Неслышно вошел и тихо поклонился служка.
— Милый брат, позови ко мне певчих, — сказал святитель. — Бог простит мне, недостойному, что я тревожу их в неурочный час.
И вскоре покой святителя наполнился молодыми черноризцами, которые вошли в одних шерстяных чулках, — разулись, прежде чем войти.
И святитель сказал в ответ на их земном метание:
— Милые братья, хотелось бы мне послушать мои юношеские песнопения во славу пречистого Рождества господа нашего Иисуса Христа, Красоты нашей неизреченной.
И они стали вполголоса петь те песнопения, что святитель созидал в своей ранней молодости.
И он слушал, часто плача и закрывая глаза рукой.
Когда же получили они отпуск и, поклоняясь, стали выходить один за другим, святитель задержал одного из них, любимейшего, и повел с ним долгую неспешную беседу.
Он рассказал ему всю свою жизнь.
Он говорил о своем детстве, отрочестве, о трудах и мечтах своей юности, о своих первых, сладчайших молитвенных восторгах.
Прощаясь же с ним вблизи полуночи, поцеловал его с лихорадочно-сияющим взором и поклонился ему в нот.
И это была последняя земная ночь святителя: на рассвете обрели его почившим, — с двоерогим жезлом в руке стоял он на коленях перед божницею, закинув назад свой тонкий и бледный лик, уже хладный и безгласный.
Так и пишется он на одном древнем образе. И был этот образ самым заветным у одного святого, нам почти современного, — простого тамбовского мужика. И, молясь перед ним, так обращался он к великому и славному святителю:
— Митюшка, милый!
Только один господь ведает меру неизреченной красоты русской души.
7 мая. 1924
Православное краеведение. «Чтим память».
В рассказе «Святитель» Иван Бунин вспоминает обстоятельства смерти святителя Димитрия митрополита Ростовского, День памяти которого 10 ноября. Святитель Димитрий Ростовский (1651-1709) – один из самых известных и любимых духовных писателей дореволюционной России. Димитрий Ростовский — сын сотника Киевского полка Саввы Туптало, родился в 1651 году в Макарове, недалеко от Киева. Учился в Киево-Братской коллегии. И в 17 лет принял постриг в киевском Кирилловском монастыре, где прожил 7 лет. Два года Димитрий Ростовский проповедовал в Чернигове. Несколько лет объезжал монастыри, собирая сведения о событиях в Украине, Польше и Москве, повлиявшие на судьбу Украины. В историю русского православия он вошел как выдающийся духовный писатель, проповедник и педагог. Труды подвижника и забота об укреплении единства Русской Православной Церкви, ослабленного старообрядческим расколом, обратили на себя внимание Петра I . В 1701 году его указом Димитрий был хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Тобольского и всея Сибири, через год в Ростов-Ярославский. Димитрий прославился как плодотворный церковный автор — составитель сборников житий святых (наиболее известный, в четырёх книгах — «Четьи-Минеи»). Этому труду Димитрий посвятил более 20 лет своей подвижнической жизни. Проповедей, драм, стихов и песен, попавших, в частности, в Богогласник. Русским Златоустом называли автора книги «О страстях и добродетелях», великого русского святителя, богослова, проповедника. Святой Димитрий Ростовский в своих проповедях часто касался исцеления страстей человеческих.
Святой Димитрий является основателем Ростовской грамматической школы и вошёл в историю как выдающийся педагог и просветитель. В этой школе наряду с грамматикой церковнославянского языка и богослужебными книгами изучались латинский и древнегреческий языки, философия и стихосложение. Святитель самостоятельно проводил занятия, собирал детей, организовывал постановки и писал тексты для них. Особо усердным детям святитель Димитрий лично проводил дополнительные занятия. Он читал им Ветхий Завет у себя в покоях зимой, а летом возил в архиерейский дом в село Демьяново. Здесь проводились уроки, святитель угощал гостей собранными яблоками из местного сада, катал детей на лодке по озеру. Около двухсот человек прошли через его школу, и всех их он исповедовал. Митрополит Димитрий был направлен к служению людям, простым детям.
Для всех православных христиан он остается примером святой, аскетической, нестяжательной жизни. Скончался святитель Димитрий в 58 лет. Это случилось через день после своего тезоименитства — дня памяти святого Димитрия Солунского. По его кончине, последовавшей 10 ноября
1709 года, у него не нашли никакого имущества, кроме книг и рукописей. Причисление святителя Димитрия, митрополита Ростовского к лику святых совершилось 22 апреля 1757 года. Митрополит Димитрий стал первым святым, канонизированным к почитанию в синодальный период (то есть в 1700—1917 годы). Елизавета Петровна велела изготовить для мощей серебряную раку и облачение из золотой парчи. Но на торжествах переложения мощей в новую раку в Ростове в 1763 году присутствовала уже Екатерина II. В конце XVIII века было составлено его житие, ставшее примером служения Церкви для многих поколений иноков и мирян. И по сей день не ослабевает помощь святого Дмитрия Ростовского каждому, кто с искренней верой приходит к нему или обращается в молитве. А главный написанный труд святого, Четьи-Минеи, навсегда вошел в историю Церкви как наиболее полное творение, где собраны жития святых. Одним из памятников угоднику Божьему на территории Елецкого Знаменского женского монастыря, являлся правый придел большого каменного храма построенного 1813 году во имя Димитрия Ростовского, в честь первого святого, канонизированного в синодальный период. Сегодня это нижний придел главного храма Елецкой Знаменской женской обители в котором ежегодно 10 ноября в День Памяти Димитрия Ростовского служится Божественная Литургия
Преподаватели ВШ Знаменского монастыря – Клевцова О.В. и Крылова Л.П.
no images were found