В первое воскресенье Великого поста, Неделю Торжества Православия, в Знаменском женском монастыре молитвенно отметили престольный праздник Иконы Божией Матери «Знамение» Курской.
Это одна из старейших икон Русской Церкви. 8 сентября 1259 г. в окрестностях разоренного татаро-монголами города Курска, охотником была найдена икона «Знамение». На месте обретения иконы забил источник. Особая помощь Божией Матери через эту икону связанна с событиями: освобождения от польско-литовского нашествия в 1612 г. и Отечественной войной 1812 г.
Божественную литургию возглавил иеромонах Даниил (Мануковский). В храме было много молящихся и причастников. Причащалась матушка Антония (Поликарова) и сестры.
После отпуска Литургии был совершен чин в Неделю Торжества Православия на котором читались особые прошения и молитвы о единстве Христовой Церкви и непреложном состоянии людей в православной вере.
Празднование Торжества Православия было установлено по поводу окончательной победы Святой Церкви над иконоборческой ересью в 843 году, когда на Константинопольском соборе был принят догмат о почитании икон.
В тексте службы провозглашается торжество Церкви над всеми существовавшими ересями, возглашаются главные догматы, ею исповедуемые, утверждаются постановления семи Вселенских соборов. В этот день Церковь молится об обращении заблуждающихся и о сохранении чад своих в истинной вере Христовой. Особое место в службе занимает чин анафематствования лиц, совершивших, по мнению Церкви, тяжкие прегрешения перед Православной Церковью или зараженных еретическими заблуждениями.
Церковь не случайно велела нам праздновать Торжество Православия в 1-е воскресенье Великого Поста, а значит вспоминать об одном большом церковном историческом событии – победе иконопочитания. Мы вспоминаем его потому, что оно имеет глубочайший догматический смысл. Господь Иисус Христос — Бог Слово принял естество человеческое, и поэтому, когда Церковь зовёт поклониться образу Иисуса Христа на иконе, на образе, мы поклоняемся Божественной Его природе и Образу Божию в нас тоже. Образу Божию в человечестве, Образу Божию и человеческому естеству в Иисусе Христе, человеческому естеству, которое так близко к Богу в каждом из нас.
По окончанию Литургии была праздничная трапеза и после совершен чин о Панагии.
Чин о Ппанагии совершается по окончании Литургии в воскресные и праздничные дни. Богородичная просфора кладётся в специальный сосуд (панагарь), который переносится в трапезную. Переносит просфору, как правило, чередной (служащий, седмичный) священник, за ним следуют наместник монастыря, братия в священном сане по старшинству, монахи и послушники.
Фото Клевцов Ю.