Липецкая область, г. Елец, ул. Слободская, 2А znammon2013@ya.ru +7 (47467) 2-95-85

Елецкий Знаменский епархиальный женский монастырь

ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКАЯ ШКОЛА КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН РУССКОЙ ПРОВИНЦИИ НАЧАЛА ХХ В. (НА ПРИМЕРЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕЛЕЦКОГО ЗНАМЕНСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ ОРЛОВСКОЙ ГУБЕРНИИ.

Оксана Владимировна Клевцова

(Россия, Елец)

Аннотация. Статья посвящена анализу системы церковно-приходских школ при монастырях в конце XIX начале ХХ в., их вкладу в развитие системы народного образования. Большое внимание уделено просветительской деятельности церковно-приходской школе Елецкого Знаменского монастыря, трудовому, духовному и нравственному воспитания обучающихся.Ключевые слова. Церковно-приходская школа, Елецкий Знаменский монастырь, Орловская губерния.

Русская Православная Церковь стояла у истоков формирования народной школы. К. Д Ушинский подчеркивал, каждый народ обеспечивает свое место в истории через воспитание. Воспитание создается на основе народной специфики, именно поэтому воспитательная система складывается веками и содержит в себе религию, родной язык, историю и особенность природы. Народное воспитание должно опираться на Церковь.
К.Д. Ушинский считал, что «…в основу всякого движения вперед цивилизации сельского населения должна, необходимо, лечь народная школа, которая бы, внося в наши села и деревни здравое первоначальное воспитание, открыла зрение и слух, душу и сердце народа урокам великих наставников человечества: природы, жизни, науки и христианской рели гии» [2, c. 73]. В процессе создания системы народной школ необходимо опираться на духовенство, которое должно иметь всестороннюю теоретическую и практическую подготовку.
Таким образом, религиозная специфика народной школы являлась идеальным средством национального воспитания. Лишь в рамках церковно-приходской школы стало возможным осуществить переход от патриархально-семейной системы воспитания и образования к школьной.
Государство всячески стремилось поддерживать развитие сети церковно-приходских и воскресных школ, регламентировало их работу, способствовало повышению качества преподавания, материально-технической базы, а также стремилось решить проблему дефицита квалифицированных кадров. Несмотря на все материальные трудности церковно-приходская школа вошла в народ и надолго закрепилась даже в отделенных участках нашей необъятной Родины.
Большую роль в становление системы народного образования сыграли православные монастыри.
Они издревле являлись центрами просвещения. На законодательном уровне право распространять элементарные знания в крестьянской среде Церковь получила лишь 20 октября 1836 г., когда Священный Синод принял «Правила касательно первоначального обучения поселянских детей». Данный документ призывал духовенство повсеместно открывать школы для детей поселян.
Теперь приходскому священники вменялась обязанность организовывать, воспитывать детей в вере православной, открывать школы по возможности при монастырях. Занятия проводились священниками, дьяконами или причетниками. Обучение было бесплатны и преподавали Закон Божий, арифметику, обучали письму, чтению церковных книг и гражданской печати.
Принятие данного законопроекта способствовало активизации работы духовенства в деле искоренения раскола и просвещения людей в религиозно- нравственных традициях православия. Итогом работы в данном направлении станет рост числа церковно-приходских школ при монастырях. Так, если в 1837 г. насчитывалось 100 школ, то к 1838 г. их число достигло 646, а в 1842 – 2.732 школы [3, с. 23].
Орловская епархия включала в себя 12 уездов: Брянский, Ливенский, Трубчевский, Елецкий, Севский, Малоархангельский, Карачевский, Орловский, Волховской, Дмитровский, Мценкий и Кромской. Елецкий уезд насчитывал 222.038 православных обоего пола [5, с. 1620]. На территории уезда активно работало 19 церковно-приходских школ, 11 школ грамоты и 80 школ других ведомств (министерские, земские и другие) [5, с. 1621].
Елецкое Уездное отделение Епархиального Училищного Совета включало в себя следующих представителей: Председатель—соборный протоиерей H. И. Шубин; протоиерей Г. Н. Селихов; протоиерей П. Н. Бутягин. Он же исполнял обязанности казначея отделения. В состав Совета входили также: благочинный —священник И. А. Преображенский; благочинный—священник П.И. Вуколов; благочинный — священник П. Г. Шеховцев; благочинный— священник И. Б. Руднев; другие священники. Секретарем Отделения был отец Николай Невский – священник Елецкого Знаменского женского монастыря [7, с. 39]; директор мужской гимназии Н.А. Закс; члены крестьянского присутствия — Д. М. Кузьмин и А. А. Хвостов; городской голова Н. Н. Петров; потомственный почетный гражданин А. А. Петров; купеческое сословие [5, с. 1625-1626].
В качестве законоучителей по данным за 1890 г. числилось 19 священников [5, с. 1632]. В должности учителей церковно-приходских школ Елецкого уезда трудились 4 священника, 8 дьяконов, 1 псаломщик. Помимо духовенства в школах преподавали лица светского звания – 3 учителя, прошедшие полный курс среднего учебного заведения, 1 не окончил курс, но имел звание учителя и 5 этим звание не обладали [5, с. 1632].
В качестве учебных пособий встречаются упоминания о: «Библии», «Новом Завете, «Евангелии», «Псалтыре», «Часослове», «Начатках христианского учения», «Священной Истории Ветхого и Нового Завета». На уроках активно использовали «Азбуки» под редакцией Белаго, Викторина, Никольского, «Азбука правописания» Тихомирова.
Обучение церковно-славянской грамоте проходило по изданию Ильминского (для учеников и для учителей), обучение чтению по книгам Ермина и Волотовского, «Руководству к обучению письму» Гербача. Азы математической науки изучали по «Задачнику» Гольденберга и Лубенца. Знакомство с азами песенного искусства осуществлялось по пособию Соловьева [5, с. 1636].
Главный Начальник церковных школ в Орловской епархии был Преосвященнейший Мисаил, Епископ Орловский. Во время поездок по епархии весною и летом 1895 года, он не оставлял своим Архипастырским вниманием епархиальные школы, посещал их во всех селениях, где они существуют, благословлял детей, предлагал им вопросы по Закону Божию, во время этих посещений ученики некоторых школ встречали и провожали его хоровым пением [6, с. 719].
Школы посещал также Председатель Епархиального Училищного Совета, ректор Семинарии и председатели некоторых уездных Отделений Епархиального Училищного Совета. В Елецком уезде было 19 наблюдателе [6, с. 719].
При настоятельнице Знаменского женского монастыря игумении Валерии в обители открывается церковно-приходская школа для 100 девочек. Они обучались в школе бесплатно грамоте и рукоделию. Дети были выходцами из беднейших семей местного населения. Под школу матушка Валерия отдела монастырский деревянный двухэтажный дом на каменном фундаменте. Дом был крыт железом и находился на южном склоне горы вне монастыря. По данным отчетов за 1892 г. в Елецком уезде собственными зданиями обладали 84 школы и только 22 из них были застрахованы. Среди застрахованных была церковноприходская школа Знаменского монастыря [8, с. 73].
Торжественное открытие двухклассной церковно-приходской школы при Знаменском женском монастыре состоялось 30 января 1890 г. Мероприятие проходило при большом стечении детей, их родителей, жителей города. Вначале прошел молебен с водосвятием перед иконой Богоматери Знамения, специально принесенной из монастырского храма в стены школы. Присутствующих окропили водой, пропели тропарь «Царю Небесный» и «яко необоримую стену». Потом под председательством попечительницы — игумении Валерии провели распределение девочек по группам и организовали разъяснительную беседу о роли образования в жизни человека [1, с. 77]. Закон Божий преподавал монастырский священник Николай Невский и диакон Василий Онисимов Попов. Грамоту и рукоделие преподавали местные монахини. За ходом образовательного процесса и за порядком следила монахиня Милитона [1, с. 76].
Среди преподавателей, по данным за 1896 г. упоминаются — монахини Фелонида Криворотова, Варвара Степанова, послушница Раиса Калинникова и учительница рукоделия монахиня Мария Панова [12, с. 622]. При Знаменском женском монастыре в цер- ковно-приходской школе имелся певческий хор из числа учащихся. В нем участвовало 25 девочек [13, с. 707].
Церковно-приходская школа Знаменского женского монастыря входила в состав первого благочинного участка наравне с церковно-приходской школой Соборной церкви, городской Спасовской церкви, городской Богородицко — Рождественской церкви. Об этой школе в отчетах писали, что она является «особенно благоустроена».
В отчетах Уездных училищных отделений содержится информация о качестве преподавания Закона Божьего в церковно-приходских школах. Законоучитель Знаменского женского монастыря Николай Невский был отмечен в числе лучших: «… законоучители относились к делу с должным усердием, вели обучение по утвержденным Священным Синодом программам, заботились о том, чтобы ученики усвояли уроки Закона Божий не умом только, но и сердцем, чтобы преподавание этого предмета имело воспитывающее значение, развивало в учениках нравственность, в частности любовь к православной церкви» [7, с. 42].
В отчетах Елецкого и Орловского Отделений сообщалось, что ученики школ занимали особое место в церкви. Посещая храм Божий, учащиеся принимали участие как в пении, так и в чтении церковном; читали не только краткие молитвословы, но и Символ веры, и часы, каноны и многое другое [11, с. 172]. Наибольшей популярностью среди крестьянского населения пользовались такие церковно-приходские школы Елецкого уезд, как городские школы при Спасовской и Богородицко-Рождественской церквях, а также Знаменской женской обители. По данным отчета сюда возили детей за 60 верст ежедневно [9, с. 119].
Касательно материально-технической и методической базы церковно-приходской школы при Знаменском монастыре сохранились данные «Отчета о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты в Орловской епархии за 1890-1891 учебный год». Здесь можно встретить описание библиотечного фонда, содержащего помимо учебной литературы еще и внеклассную: «Краткие жития святых» издательство Московского епископа Александра, «Троицкие листки в память 900-летия крещения Руси», «Воскресный день» и другие [10, с. 134].
На школьных уроках ученицы постигали не только грамоту и Закон Божий, но и осваивали церковное пение, овладевали различным рукоделием — шитьем, вышивкой, кружевоплетением. В школе при Знаменском женском монастыре учили шить белье, вязать и вышивать шерстью, шелком, бисером, серебром и золотом.
В Орловской епархии 11-14 мая 1914 г. был организован  Церковно-школьный        Кирилло- Мефодиевский праздник в г. Орле и выставка-базар женских ученических рукоделий. В рамках данного мероприятия проводилась выставка-продажа изделий, которые подготовили ученицы церковно-приходских школ епархии. Эта выставка стала первой обще- епархиальной в Орловской губернии за 30 лет со времени возрождения церковно-приходских школ. Она имела важное значение и как показатель искусства учениц, и как средство живого обмена знаниями и умениями среди обучающихся и учителей.
С раннего утра дети стали собираться по школам. Отсюда, в сопровождении учащих, они длинными вереницами, направились к Кафедральному собору г. Орла. В соборе дети заняли заранее определенное для каждой школы место.
В мероприятии принимали участие Преосвященнейший Митрофан, Епископ Елецкий, представители духовенства; начальник губернии, Шталмейстер Двора Его Величества С. С. Андреевский с дочерью; вице губернатор в звании Камергера Двора Его Величества Н. П. Галаховдиректора гимназий; военные и гражданские чины; члены Епархиального Училищного Совета и Орловского Уездного Отделения; преподаватели духовно-учебных заведений и другие. На выставку были представлены 1.253 экспоната из которых 322 были выставлены на продажу и оценены в 2.164 руб. 13 коп. [14, с. 566]. От церковноприходской школы Елецкого Знаменского женского монастыря на выставку передано 8 экспонатов. Их оценили в 43 руб. 80 коп. [14, с. 568]. Об уровне и качестве развития рукоделия в монастыре говорит и тот факт, что настоятельница Знаменского женского монастыря игумения Клеопатра помимо ежегодных денежных пожертвований в Комитет Православного Миссионерского Общества в 1889 г. внесла и большое количество церковного облачения. В отчетах общества можно встретить следующий перечень предметов переданных в фонд настоятельницей: «священническое и дьяконское облачение: риза, стихарь, епитрахиль, набедренник, пояс, орарь, две пары поручей и подризник — черной шелковой материи, одежда на престол и жертвенник та- кой же материи, атласные воздухи, фелонь, поручи, пояс, набедренник и епитрахиль, стихарь шелковый, подризник шерстяной, риза и стихарь толковые с отделкою из синих шелковых лент и к сим облачениям 1 епатрахиль, 1 набедренник, 1 пояс, 1 орарь и 2 пары поручей с шелковою и мишурною отделкою, 2 пелены из мишурной глазета и 1 пелена мишурной парчи, 2 воздухов и 1 маленький покров мишурной парчи, 2 шелковые пелены на престол, один маленький шелковый покров, 2 пелены и 1 маленький покров — ситцевые, 1 пелена бумажная, вязаная на подкладке из розового коленкора». Приблизительная общая цена за эти предметы составляла 200 руб. [4, с. 929]. За столь значительный вклад в Комитет Православного Миссионерского Общества настоятельница монастыря получила благодарность.
Помимо финансовых затрат на работу монастырской церковно-приходской школы для девочек настоятельницы монастыря ежегодно жертвовали 25 руб. на общие нужды церковно-приходских и воскресных школ Елецкого уезда [5, с. 1132].
Феномен церковно-приходских школ дореволюционной России состоял в том, что Церковь стремилась охватить большое количество детей преимущественно из крестьянского сословия и дать им возможность освоить азы грамотности. В условиях быстро развивающегося общества, где возникала потребность в образованных специалистах формирующаяся система начального образования заняла важное место. Государство необходимо было взрастить образованного и в том числе воцерковленного человека, дать ему возможность получить профессию. Акцентирование внимание на азах трудового воспитания особенно женского пола решало еще одну важную задачу. Молодые девушки получали трудовой навык, который в дальнейшем позволял им заниматься надомным рукоделием и получать хоть какие-нибудь средства на свое содержание и детей. Церковно-приходская школа при Елецком Знаменском женском монастыре не стала исключением. Здесь девочки получали не только знания, трудовые навыки, познавали искусство кружевоплетения, вышивания и шитья, но и чувство защищенности, любви и опеки со стороны монахинь обители.

Список источников:

  1. Геронтий (Кургановский). Историческое описание Елецкого Знаменского девичьего монастыря, что на Каменной горе / cост. иеромонах Геронтий; изд. Елец. Знам. девичий монастырь. — Елец: Тип. А. А. Сланской, 1895. — 122 с.
  2. Дивногорцева С.Ю. Развитие идеи церковной школы в русской педагогике на рубеже XIX–XX вв. // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. — 2010. — Вып. — 4 (19). — С. 70–80.
  3. Масанова М.Д. Образовательная деятельность православной церкви и монастырей в России в первой половине XIX в. с. 23
  4. Орловские епархиальные ведомости. — 1890. — № 14.
  5. Орловские епархиальные ведомости. — 1890. — № 22.
  6. Орловские епархиальные ведомости. —   1891. – № 9.
  7. Орловские епархиальные ведомости. — 1892. — № 2.
  8. Орловские епархиальные ведомости. — 1892. — № 3.
  9. Орловские епархиальные ведомости. — 1892. — № 4.
  10. Орловские епархиальные ведомости. — 1892. — № 5.
  11. Орловские епархиальные ведомости. — 1892. — № 6.
  12. Орловские епархиальные ведомости. -1896. — №20.
  13. Орловские епархиальные ведомости. — 1896. — № 24